Итак, несколько разных советов по игре на варганах.

- не зажимайте рамку
Часто, люди которые впервые берут варган или просто берут в руки незнакомый варган, при игре «бьют по зубам». На самом деле, металлический «дзень» раздается не от удара язычка по зубам, а от того что язычек цепляет за рамку. Тому есть две причины, и первая — рамка сильно сжата руками или зубами. Чем лучше варган, чем точнее он настроен — тем меньше зазор между язычком и щечками рамки, тем лучше звук и тем вероятнее задеть язычком за рамку слегка сжав ее руками. Попробуйте поменять хват, так чтоб держать варган не «сверху-снизу» сжимая его, например сбоку. Кроме того часто рука очень сильно прижимает варган к зубам, эффект тот же — рамка сжимается. Попробуйте потихоньку отпускать варган, прижимать его все менее и менее сильно, пока звон не пропадет

- учитесь правильно бить по язычку
Вторая причина, по которой язычек ударяется о рамку — неправильный удар. Есть много разных разновидностей удара, от-на себя, сверху-снизу, указательным или большим пальцем… Но любой удар должен быть направлен строго в горизонтальной плоскости перпендикулярно варгану. Сверху-вниз или снизу-вверх — категорически запрещены. От этого, кроме всего прочего, варганы ломаются.
Для начинающих я рекомендую удары указательным пальцем на себя. Во-первых, существуют варганы, на которых только так можно играть. Во-вторых, так меньше амплитуда, а значит и риск поламать варган (особенно, когда новички хотят играть ГРОМКО!, не понимая, что громкость не от размаха зависит… об этом ниже). Ударов на себя может быть много разных, «палец-вверх-открытая-ладонь-влево», «палец горизонтально открытая ладонь на себя», «палец согнут вниз ладонь вниз» и так далее:) пробуйте что вам удобно.

- сжимайте губы
Секрет громкой игры кроется в двух элементах. Первый и основной — сжатые губы. Чем меньше щелей между варганом и губами тем громче звук. В идеале, выход из вашего рта для звука должен быть только через язычек варгана — тогда звук будет действительно громким. Для этого необходимо закрыть губами все щели. Да, обратите внимание на два момента. Во-первых, губы не должны быть напряжены (не сжаты силой), во-вторых — следите чтоб язычек не цеплялся за черезмерносжатые губы. Рассеченная в кровь язычком губа — не самая приятная (хоть и не самая страшная) вещь.

- учитесь использовать дыхание
При игре на варгане возможны три конфигурации дыхательных путей и, соответственно, типов дыхания.
1) открыта носоглотка, дышим носом
2) открыта носоглотка, дышим ртом
3) закрыта носоглотка, дышать невозможно, рот и нос соеденены между собой
Все три типа дают свой, очень характерный варганный звук, так как при этом очень сильно различаются объемы резонаторов. При первом типе звук достаточно тихий, высокий. Второй вариант — звук сильно ниже, на вдохе или выдохе еще и существенно громче, но менее четки обертона. При третьем варианте звук типично «носовой», интересные обертона.
При игре нужно совмещать все три типа, в зависимости от композиции произведения (например, 3м типом много не поиграешь:)) Второй тип менее «интересен» по обертонам, но часто необходим для громкой игры, акцентирования нот, взятия второй ноты без удара по язычку.
Кроме того, при дыхании через рот можно использовать в полную меру возможности диафрагмы — если вы слышали странные вибрирующие, пульсирующие звуки на варгане, то это очень часто именно диафрагменная работа. «Потрясите животом» при выдохе через варган, чтобы понять что это такое:)

- используйте язык
Кроме дыхания, которое создает ритмический рисунок музыки, таким же важным является использование языка, который создает и ритмический и мелодический рисунок (в этом смысле, он может быть и важнее даже:)). Изгибайте язык во рту, как вам прийдет в голову, подвигайте его к зубам, поднимайте к нёбу, заталкивайте вниз и назад — ищите свою музыку. Делайте ритмические движения языком — за один удар несколько — так можно и ритмический рисунок создавать, и эффекты типа вибратто (при быстром движении языка взад-вперед или вверх-вниз или как придумаете).
Помните еще, что люди, играющие на варганах (и, наверное, диджериду), лучше всех целуются:) У них лучше всех развит язык — точность его, гибкость, скорость. Используйте умение игры на варгане и в других областях жизни:)

- ищите обертона
Преподаватель Кыргызской консерватории рассказал мне, что у темир комуза, кыргызского варгана, музыканты в Кыргызии используют 14 разных нот!!! И сходу мне сыграл известную мелодию Бетховена… Не все варганы такие мелодичные как Кыргызские, но 5-6 разных нот-обертонов есть у любого варгана, даже не очень звонкого. Поэтому, когда усвоите работу языком, научитесь разнообразным эффектам — пробуйте ловить обертона. Это, на самом деле, высший пилотаж, движения языка должны быть очень точные и иногда очень небольшие, и никто не сможет сказать «сделай так и получишь такую-то ноту» — только слушая варган… Все же некоторую отправную точку дам — попробуйте для начала будто-бы «произносить» гласные е-э-и-у-о-а-ьо-ьу но при этом не задействуя голос.

- экспериментируйте
Вышеописанные правила — это отправная точка для начинающего. Их можно пробовать отбрасывать или делать совершенно наоборот — но только после того как база выучена и получается играть хорошо и правильно. Например, если варган глуховат, можно немножко руками сжимать при игре рамку, чтоб звук был лучше — при этом естественно не допуская звона. Или, при игре открывать губы чтоб сделать звук значительно тише (например на один удар по язычку, ритмично открыть и закрыть губы — получить две ноты). Типы ударов можно комбинировать, для достижения разных эффектов («стук копыт», сверхбыстрая игра в стиле транса или электроники). Не бойтесь пробовать новое! Только варган, пожалуйста, не сломайте:)

- НИКОГДА НЕ ИГРАЙТЕ В ПЬЯНОМ ВИДЕ!
Это правило нужно соблюдать неукоснительно! Игра в пьяном виде приводит к рассеченым губам и языку, побитой эмали зубов. Варган ломается или при игре, или через некоторое время, часто теряется. В общем, если мыслить категориями духовно-мистическими — варган очень не любит пьяных! И скорее всего, накажет физически или вообще «уйдет» от вас

- стоит ли давать свой варган другим?
Это правило в общем не обязательное, его соблюдайте по своему усмотрению (если конечно другой человек не пьян — иначе категорически нельзя!). Здесь речь идет и о личной гигиене, и о возможности сломать варган с непривычки. Я, например, почти все свои варганы даю совершенно спокойно людям, которым доверяю (и в плане человеческом, и в плане опыта игры на варгане). Случайным людям или новичкам которые просят научить играть — специальные «учебные» варганы, которые и сломать тяжело, и пораниться не получится. Професионалам-варганистам — почти все варганы с оговорками («этот нежный, не сильно и на себя», «этот надо очень сильно разыгрывать»). Почти — потому что есть один варган-талисман. Его я могу дать только очень некоторым людям:)

Если есть какие-то вопросы, на которые я, возможно, не ответил, или вам что-то не совсем понятно, или хотите дополнить — прошу коментировать! По вашим вопросам и коментариям буду отвечать и дополнять статью!:)

Ярослав Каминский.

КУПИТЬ ВАРГАН!


Все права защищены, использовать материал в каком-либо виде можно только с разрешения автора.